Горнодобывающаякомпания Казахмыс ПЛС, член престижного рынкового рейтинга FTSE 100, продолжает скрывать исчерпывающую информацию касательно ее бенефициарных владельцев. Вопрос о предполагаемых связях руководства компании с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым был поднят уже год назад анти-коррупционной организацией Global Witness.
В июле 2010 г. организация выпустила доклад под названием «Рисковый бизнес», в котором различные источники в Казахстане свидетельствуют о значительном, скрытом влиянии Назарбаева на Казахмыс. В период роста цен на медь и другие металлы, а также значительного прироста добывающих компаний на лондонской бирже за счет таких «новичков», как Glencore, инвесторам чрезвычайно важно иметь полное представление о том, кто и как контролирует этот рынок. На ежегодном собрании акционеров Казахмыса, прошедшем в Лондоне в пятницу, Global Witness запросила документальное подтверждение прав собственности крупных акционеров. Запрос был встречен отказом.
«На лондонской бирже регистрируется все больше и больше компаний из стран, имеющих репутацию коррумпированных. Информация о подобных компаниях должна быть полной и как следует проверенной,» - говорит Том Мэйн, эксперт Global Witness. – «Без такой информации, инвесторы, включая вкладчиков британских пенсионных фондов, подвергаются непредсказуемому риску. «Непривередливая» листинговая политика Лондонской биржи, может, и привлекает сюда компании, но в долгосрочной перспективе представляется сомнительной тактикой.»
Согласно официальным бумагам Казахмыс ПЛС, председатель совета директоров компании Владимир Ким владеет 25.4% ее акций через компанию Cuprum Holding BV, бенефициаром которой является структура Folin Universal Trust, заренистрированная в Лихтенштейне. Ким также обладает 2.5% акций при помощи других структур. Генеральный директор Казахмыс ПЛС Олег Новачук обладает 5.5% акций через компанию Harper Finance Limited, зарегистрированную на Британских Виргинских островах. Впрочем, эту информацию невозможно проверить, т.к. все упомянутые структуры зарегистрированы в оффшорных юрисдикциях, не раскрывающих информацию об акционерах компаний.
Отклоняя запрос Global Witness о подтверждении прав собственности, члены совета директоров Казахмыс ПЛС отметили, что компания прошла исчерпывающую процедуру проверки добросовестности перед тем, как регистрироваться на бирже в 2005 г. В процессе проверки было «вне всякого сомнения» доказано, что Ким и Новачук компании полностью контролируют приписанные им акции. Том Мэйн комментирует: «Такой ответ неадекватен. В интересах прозрачности, миноритарные акционеры и общественность должны иметь доступ к документальному подтверждению прав собственности. Это важно, т.к. на кону огромные суммы денег. В 2010 г. Казахмыс выплатил дивиденды в 22 цента за акцию, а следовательно, Владимиру Киму достается более 32 миллионов долларов США в дивидендах, из которых почти 30 миллионов проходят через зарегистрированный в Лихтенштейне трест.»
На протяжении 18 месяцев Global Witness пытается выяснить, в чем именно состояла проверка добросовенности компании, и предъявлялись ли при этом документальные подтверждения прав собственности бенефициарных акционеров. Информационный запрос о данной процедуре был отклонен Управлением по Финансовым Услугам (регулятором Лондонской биржи). Банк JP Morgan Cazenove, ответственный за проверку добросовенности компании Казахмыс ПЛС во время листинга, не ответил на вопросы Global Witness, направленные в феврале 2010 г.
26% акций Казахмыс ПЛС на данный момент принадлежит казахстанскому правительству. Глава государства Нурсултан Назарбаев пребывает на посту президента с 1991 г. и недавно выиграл очередные президентские выборы с официальным результатом в 95.5% голосов. У Казахстана незавидная репутация в области борьбы с коррупцией. Материалы, раскрытые в ходе скандала «Казахгейт», уличают Назарбаева и других высокопоставленных лиц страны в тайном извлечении личной выгоды из нефтяных контрактов девяностых годов.
Именно поэтому компаниям, оперирующим в Казахстане, включая Казахмыс ПЛС, следует особенно тщательно относиться к вопросам прозрачности. «Учитывая риски, связанные с работой в Казахстане, совершенно непонятно зачем компании скрывать запрошенную нами документацию. Ее раскрытие не заняло бы много времени, улучшило бы доверие инвесторов, и положило бы конец подобным вопросам,» - комментирует Мэйн.
Контактные телефоны (на английском языке): Том Мэйн / Tom Mayne +44 207 4925864, Андреа Паттисон / Andrea Pattison +44 207 4925858. Комментарии на русском языке
доступны по электронной почте: [email protected]